Серый деловой костюм и вежливое «клиент всегда прав» — это я на работе. Платье для коктейлей, раскованное «Чи-и-из!» — тоже я, но уже на вечеринке. Старательно отглаженный халатик, озабоченное «Удались ли тарталетки?» — кто узнает во мне офис-леди или зачинщицу вчерашнего флирта? А ведь и сейчас, и тогда я оставалась собой, менялся лишь мой имидж. В чем сила этого оружия и как им управлять?

Сам себе режиссер

«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление», — справедливо говорил испанский философ дон Аспрамонте. Вашему имиджу дают оценку молниеносно — за 15-20 секунд. Что же вкладывают люди в понятие «имидж»? У него, как у Горыныча, три головы: внешность, внутренний настрой и поведение.

«Голова» первая — это одежда, прическа, аксессуары (встречают  по одежке). Вторая — ваши психологические установки, понятия, по которым живете, что цените в отношениях и людях, что осуждаете. Третья, самая важная, составляющая имиджа (процедурная) — поступки. Именно по ним люди ставят вам «окончательный диагноз» — кто вы и какова ваша роль именно в этой среде.

Придя в дом к будущей свекрови, где ценят законы этикета, вы, одетая в элегантное платье (бонус первый), говорите, что застольные правила для вас святое (бонус второй), но вдруг начинаете колотить ложечкой в чашке с чаем и со вкусом причмокивать (минус бонус первый, второй и третий).

Убедительно подать свой внешний и внутренний имидж — мало, нужно закрепить впечатление поступками. А как сделать имидж стойким? Пять-шесть раз на протяжении полугода демонстрировать людям одно и то же качество. Если хотите показать себя пунктуальной перед партнером по бизнесу, несколько раз придите на встречу с ним на 5 минут раньше. По такому же принципу действует реклама: чтобы закрепить в сознании потребителей мысль о том, что N… — лучшие бритвенные станки, нужно в течение полугода 5-7 раз пустить рекламный ролик о них.

Есть контакт!

Чтобы имидж работал на вас (эффективный имидж), нужно сначала определить цель: чего именно хотите добиться и зачем вам это.

Затем — оценить среду: подходит ли она для вашей цели? Если да, то определите, можете ли демонстрировать окружающим нужные качества? После — стоит подкорректировать имидж кое-что усилить в поведении, а кое-что исключить. Для достижения цели необходимо стать конгруэнтной среде, то есть войти в нее своим человеком. И наконец — постоянно демонстрировать необходимые качества целевой аудитории (той, от которой зависит результат ваших усилий).

Например, вы хотите стать руководителем проекта или найти работу, где не нужно задерживаться дольше положенного (у вас маленькие дети). Или другое: в фирме много иностранцев, и вы планируете немного потусоваться, выйти замуж за одного из них и уехать из страны. В зависимости от цели вы выстраиваете свое поведение: в первом случае записываетесь на тренинг личностного роста, во втором — ищете должность со свободным графиком и в третьем — не пропускаете ни одной корпоративной вечеринки.

Одно обязательное условие: для того, чтобы вас восприняли всерьез, будьте естественными. И вам при этом будет комфортно — не придется изматывать себя несвойственной ролью. Когда Генри Форд заработал свой первый миллион и захотел предстать перед американцами «благородным отцом благородной нации», основоположник системы PR (англ. public relations — связи с общественностью) Айви Ли сказал ему: «Чтобы выиграть битву за репутацию, нужно быть, а не казаться».

Битва за репутацию

Имидж и репутация — разные вещи. Имидж — это ваш образ, который закреплен в сознании других людей, причем разные аудитории могут воспринимать его неодинаково. К примеру, в гламурной тусовке вы можете слыть своим человеком, а в совете ветеранов труда — белой вороной. Репутация — это устойчивое мнение определенного круга людей о ваших способностях удовлетворять их нужды. Репутацию долго строить и сложно изменить, а имидж может меняться даже в течение дня: для каждой ситуации — разный. Предположим, в фирме вы можете иметь имидж мымры, но репутацию отличного топ-менеджера. Завтра вы смените облик синего чулка на типаж элегантной красавицы, по ваша репутация отличного руководителя останется непоколебимой (героиню Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» помните?). Имидж без репутации — чистая эмоция, легко разрушается и изменяется под влиянием обстоятельств.

Укрощение строптивого

Хотите вы того или нет, но имидж у вас есть всегда. Другой вопрос — контролируете ли вы его. Неуправляемый имидж обязательно преподносит сюрпризы, вас могут воспринимать совсем не так, как вы планировали.

Основоположники PR, выделяют реальный имидж (то, какими вас видят со стороны) и зеркальный (какими вы себя представляете). Как их определить, чтобы влиять на собственный образ?

Можно расспросить окружающих, что они о вас думают; проанализировать поведение людей по отношению к вам (как они реагируют на вас и ваши действия, могут ли сами обратиться к вам с предложением о сотрудничестве и взаимодействии, как оценивают поступки).

Изучили информацию — действуйте: подкорректируйте свою внешность, установки и поведение в соответствии с тем, чего вы ожидаете от окружающих. Правила эффективного имиджа всегда одинаковы.

Хотите быть успешными? Давайте людям то, чего ожидаете от них.

Это плюс!

Каковы же психологические законы создания позитивного имиджа?

Закон №1. Будьте толерантными — проявляйте терпимость к точке зрения других. Ваша коллега — поклонница Мадонны, а вы любите Бритни Спирс. Отнеситесь либерально к ее симпатиям, и тоже будете поняты.

Закон №2. Способность чувствовать потребности других (эмпатия) никогда не будет лишней. Соседский ребенок сегодня два часа подряд громко и фальшиво играл на саксофоне, а у вас болит голова — он не изверг, просто у него на носу академконцерт.

Закон №3. Используйте эффект Пигмалиона. В отношениях с другими делайте ставку не на плохое (оно есть у каждого, как писал Р. Ассоджоли, «осознайте негодяя в себе»). Находите в человеке лучшее и. апеллируя к этим качествам, стройте с ним отношения, постоянно демонстрируя, что вы его достоинства цените и замечаете. Этим вы, как говорят психологи, программируете его на поступки, которые выгодны и интересны вам обоим. Например: «Катенька, вы всегда так скрупулезно относитесь к работе, я уверена, что годовой отчет вы сдадите вовремя и. как всегда, в лучшем виде. И. поверьте, девушка все силы бросит на то, чтобы соответствовать вашим ожиданиям.

Медвежья услуга

На имидж человека влияет не только он сам, но и его окружение. Вот пример: человек резко сменил имидж, а окружение не желает принимать его обновленным. Когда одна из самых известных блондинок Голливуда Камерон Диас неожиданно появилась перед камерами темноволосой, многие ее поклонники обиженно констатировали, что их звезда стала выглядеть гораздо старше. И наконец, имидж и репутация не имеют никакого значения, когда человек попадает в чуждую, несоответствующую ему среду — вот почему аборигены съели Кука.

Новое лицо

Может ли неуверенный в себе человек сформировать эффективный имидж лидера? Не только может, но и должен. Стань тем, кем ты можешь стать!. Причем в любом возрасте, хотя с годами это сделать сложнее. Но как?

Правило первое: загляните в себя, выявите те черты, которые мешают достижению цели, и уменьшите их проявление (иногда без помощи психолога это сделать сложно).

Правило второе: пообщайтесь с более успешными людьми и возьмите на вооружение их принципы и установки (если они вам близки). Обратите внимание на методику самых известных современников. Окружите победителями: самодостаточные целеустремленные лидеры передадут часть своей энергетики и вам.

Правило третье: некоторые качества и черты уверенного в себе человека можно отработать на тренингах личностного роста.

И четвертое постоянно применяйте приобретенные навыки в реальной жизни. Для того, чтобы научиться пинать мяч, надо просто по нему пинать. Здесь вступает в действие закон больших чисел: не получилось с первого раза, получится с двадцатого. Неудача — это ваша самая любимая подружка, которая предвещает колоссальный успех. Проблема же многих людей в том, что трудности они воспринимают как препятствия и ошибки и, быстро сдаваясь ставят крест на себе. Но только через преодоление трудностей человек становится великим».

Как быстрее сформировать у себя определенные качества, привычки, чтобы продемонстрировать себе и обществу новый имидж? Психологи говорят, что время «врастания» в другой образ зависит от мотивации, настойчивости и целеустремленности. Мама становится мамой, как только ей принесли кормить ребенка. Но при формировании определенных качеств, установок, навыков обычно работает правило 21 дня: любое действие при позитивной мотивации за это время становится привычкой. Итак, начнем… Прямо сейчас!

Добавить комментарий